Услуги

Аварийно-восстановительные работы ВОЛС

Аварийно-восстановительные работы ВОЛС

Оформить заказ

                          Аварийно-восстановительные работы

         Аварийно-восстановительные работы представляют ряд мероприятий для восстановления связи в кратчайшее время, как правило, по следующим этапам:

- определение места повреждения, уточнение характера и объема повреждений;

- установка временной оптической кабельной вставки (ВОКВ);

- проведение ремонта ВОЛС-ВЛ и снятие ВОКВ с восстановлением связи на постоянной основе.

       Норматив времени на определение места повреждений, уточнение характера и объема повреждений; установку ВОКВ принять равным среднему времени между отказами ВОЛС-ВЛ (см. приложение  "Надежность ВОЛС-ВЛ",  и составляет 10 часов.

       Все работы, связанные с восстановлением и заменой ОК, должны проводиться по технологическим картам5, учитывающим конструкции опор ВЛ (металлическая, железобетонная, двухцепная, одноцепная и т.п.), место повреждения ОК, класс напряжения ВЛ, условия прохождения трассы ВЛ и т.п.

_____________

       Технологические карты на аварийно-восстановительные работы выпускаются отдельным сборником

        Работы, связанные с восстановлением ОК, производятся с отключением ВЛ, а работы по монтажу соединительных муфт ОК на опорах могут производиться на ВЛ, находящихся под напряжением.

Организационные мероприятия

         Аварийно-восстановительные работы производятся предприятиями, обслуживающими линии, а также специализированными организациями. Работы производятся комплексной бригадой. Списочный состав бригады определяется приказом по предприятию. В приказе приводится перечень транспортных средств, используемых при аварийно-восстановительных работах.

         Ответственный руководитель составляет график ежегодного проведения практических занятий (тренировок) со всеми членами комплексной бригады по проведению восстановительных работ с учетом конкретных условий прохождения трассыВЛ и требований по монтажу ОК.

          Ответственный руководитель совместно с производителем работ составляет перечень обязанностей и действий конкретно для каждого члена бригады при возникновении аварийной ситуации.

          Ответственный руководитель работ должен предусмотреть и разработать схему оповещения и сбора всех членов бригады в момент аварийной ситуации.

          В случаях выхода из состава бригады ее члена в результате увольнения, болезни, отпуска и т.п. ответственный руководитель должен предусматривать замену.

         Все транспортные средства, предусмотренные к использованию в восстановительных работах, должны быть всегда в технически исправном состоянии. В случаях вывода их в ремонт должна быть предусмотрена замена.

       Состав комплексной бригады приведен в таблице


Профессия (должность) Разряд Кол-во чел. Примечания
Производитель работ ИТР 1
Электролинейщик 5 3 Прокладка временного ОК, монтаж заменяемого ОК
Электролинейщик 4 3 -"-
Электролинейщик 3 2 -"-
Связист ИТР 2 Соединение оптических волокон, монтаж соединительных муфт, измерения
Водитель бригадной машины 1 Участие в низовых работах
Водитель грузовой машины (лаборатории) 1 Участвует в подготовительных работах по монтажу муфт
Водитель грузовой машины 1 Перевозка материалов и оборудования
Всего 14


                       Возможные виды аварий

         Механическое повреждение ОК с обрывом оптических волокон, не связанное с повреждением элементов ВЛ.

Обрыв ОК.

Деформация элемента опоры, вызвавшая обрыв ОК.

Падение опоры (опор), вызвавшее обрыв ОК.

Виды восстановления ОК

           При обрыве ОК возможны два вида восстановления кабеля:

- вставка ОК на длине одного-двух промежуточных пролетов ВЛ с установкой одной или двух дополнительных соединительных муфт (см. приложение 13, рис. П13.1-П13.2). Расстояние от опоры до места повреждения ОК в пролете (опоры № 4 и № 5, приложение 13, рис. П13.2) должно быть не менее расстояния, равного высоте опоры № 4;

- замена строительной длинны ОК (от муфты до муфты).

Возможность установки дополнительных муфт определяет служба связи.

        Восстановление линии связи рассматривается по двум схемам: временной и постоянной.

     Временная схема предусматривает восстановление связи по временному кабелю, проложенному между концами оборванного ОК или между соединительными муфтами на участке поврежденного кабеля

Для этого применятся специальный диэлектрический ОК, определяемый при проектировании ВОЛС-ВЛ.

После восстановления поврежденных элементов ВЛ и замены поврежденной ОК временный кабель демонтируется.

    Если восстановление поврежденного элемента ВЛ не требует значительного времени, используется постоянная схема восстановления ОК, которая не требует применения специального временного кабеля. При этом поврежденный ОК заменяется на новый.


              Технические мероприятия по проведению аварийно-восстановительных работ

       Монтаж ОК при восстановлении связи по постоянной схеме выполняется в соответствии с требованиями по монтажу данного типа ОК6 и не требует выполнения дополнительных технических мероприятий.

        Восстановление связи по временной схеме требует выполнения следующих операций:

- проверки отсутствия заметных деформаций ОК у ближайших к месту обрыва опор, особенно в его подвесках на опорах; если деформации на кабеле имеют место, переходить на следующую от места обрыва опору; при отсутствии заметных деформаций на оптическом кабеле отрезать его на расстоянии 10-15 м от опоры;

- разделать концы кабеля у опор; оптическим рефлектометром проверить состояние волокон кабеля у обеих опор; при наличии дефекта разделать его у следующей опоры;

- прокладки временного ОК между концами оборванного ОК или от одной соединительной муфты до другой, между которыми поврежден кабель; желательно концы временного кабеля разделать заранее во временных муфтах, защищающих место соединения оптических волокон;

- соединить оптические волокна временного оптического кабеля с волокнами кабеля на ВЛ; соединение волокон производится сваркой или с помощью механических соединителей; смонтировать временные муфты, защищающие место соединения оптических волокон.

       Производятся ремонтно-восстановительные работы на ВЛ с заменой ОК на поврежденном участке. После окончания ремонтно-восстановительных работ на ВЛ восстанавливается связь по постоянной схеме.

      Демонтируется временная схема (кабель, арматура, временные опоры и т.п.), диэлектрический кабель наматывается на барабан; все демонтированные материалы и приспособления, пригодные для дальнейшего применения, отправляются на склад аварийного запаса.

    Прокладка временного диэлектрического ОК осуществляется по опорам ВЛ, на стойках которых подвешиваются монтажные раскаточные ролики. Радиус роликов должен быть не менее 20 диаметров ОК. Концевые ролики (на опорах, где производится соединение ОК) должны иметь радиус в два раза больше.

     Протяжка временного кабеля по роликам может быть выполнена с пониженным тяжением, которое обеспечивает некасание кабеля земли и других предметов и может создаваться вручную. Высота подвески роликов к телу опоры выбираете такой, чтобы при необходимости был обеспечен достаточный габарит кабеля над поверхностью земли для прохода людей и техники. Проложенный временный кабель на время восстановительных работ на ВЛ остается в роликах и не перекладывается в зажимы.

         У концевых роликов устанавливаются временные натяжные монтажные зажимы.

      Если по каким-либо причинам для подвески временного кабеля не может быть использована опора ВЛ (например, деформация опоры (требующая ее замены), то на этом участке могут применяться временные легкие сборные стойки.


Оформление отчетной документации

      После окончания ремонта ОК оформляется Акт об устранении повреждения.

Акт должен содержать:

- описание характера повреждения;

- анализ причин повреждения;

- описание технологии устранения повреждения.

      На основании Акта вносятся коррективы в Паспорт ВЛ:

- тип кабеля вставки и его основные технические данные;

- длина вставки;

- тип и технические характеристики дополнительных муфт;

- номера опор, на которых расположены дополнительные муфты;

- при необходимости внести изменения в схему ВОЛС на ВЛ;

- указать новые данные по затуханию оптических волокон на участке кабеля.

Аварийный запас

     Ответственный руководитель работ составляет перечень материалов, приспособлений и оборудования аварийного запаса. Составленный перечень утверждается руководителем предприятия.

Примерный перечень основного оборудования, приспособлений и инструмента для восстановительных работ на ОК, подвешенном на опорах ВЛ, приведен вприложении 8.

     В перечень аварийного запаса на один эксплуатационный участок должны входить ОК максимальной строительной длины, арматура подвески (натяжные, поддерживающие зажимы и др.) кабеля для монтажа одной строительной длины, несколько соединительных муфт, временная оптическая кабельная вставка (со специальным диэлектрическим ОК) и 5-10 легких сборных стоек для монтажа одной строительной длины ОК.

       В перечень аварийного запаса должны входить: как минимум одна максимальная длина ОК (полный барабан ~ 6000 м), специальный диэлектрический ОК для временной кабельной вставки длиной ~ 2000 м, натяжные зажимы для диэлектрического кабеля, несколько соединительных муфт и 5-10 легких сборных стоек, комплект поддерживающей и натяжной арматуры для монтажа одной максимальной строительной длины ОК.

       Состояние аварийного запаса регулярно проверяется ответственным руководителем работ.

Техника безопасности при проведении аварийно-восстановительных работ


       При проведении аварийно-восстановительных работ должны соблюдаться требования техники безопасности.

     При производстве строительно-монтажных работ на ВОЛС-ВЛ следует соблюдать требования техники безопасности, изложенные в руководящей нормативно-технологической документации, перечисленной в приложении 3. В настоящем разделе освещаются специальные требования, связанные со спецификой ОК и особенностями его монтажа.

       К монтажу ОК допускаются монтажники, прошедшие специальный курс обучения технологическим правилам и приемам монтажа.

      Перед монтажом все опоры, не рассчитанные на одностороннее тяжение грозозащитных тросов с ОК и временно подвергаемые такому тяжению, должны быть укреплены во избежание их деформации.

Выбирать схему подъема монтажных приспособлений, грузов и размещать блоки на опоре следует с таким расчетом, чтобы не возникали усилия, которые могут вызвать деформацию опоры или ее элементов.

До начала работы на основании инструкции по применению раскаточных машин с учетом конкретных условий должен проводиться инструктаж по работе с данным типом машин.

      При работе на ВЛ, находящихся в эксплуатации, равно как в охранной зоне или вблизи действующих ВЛ, должны соблюдаться требования по защите работающих от поражения электрическим током и осуществляться мероприятия, перечисленные в п.п. 3.5.5.-3.5.24 настоящих требований.

       Основные работы по монтажу ВОЛС-ВЛ на действующих ВЛ проводятся, как правило, с отключением линий, для чего необходимо провести согласование с организацией, эксплуатирующей ВЛ, на которой будут осуществляться работы, а также с организациями - владельцами пересекаемых линий и оформить наряд-допуск в установленном порядке.

В наряде-допуске указываются защитные мероприятия по технике безопасности. Если работы ведутся на отключенной ВЛ, то за предотвращение подачи рабочего напряжения на участки, куда допускается персонал строительно-монтажной организации, отвечает эксплуатационное предприятие.

В целях сокращения продолжительности перерывов в электроснабжении работы должны строиться таким образом, чтобы максимальное число подготовительных и вспомогательных операций производилось до отключения или после включения линий. Только на время выполнения работ, связанных с прикосновением и опасным приближением к токоведущим частям, напряжение снимается.

        Монтаж ОК без отключения ВЛ (под напряжением) осуществляется на линиях электропередачи напряжением 110 - 500 кВ, когда могут быть обеспечены достаточные воздушные промежутки на опорах, позволяющие выполнять безопасный подъем на высоту и работу на опоре.

При этом должны использоваться защитные приспособления в соответствии с требованиями техники безопасности при работе в действующих электроустановках. Меры безопасности должны быть отражены в ППР.

Минимальные расстояния, на которые допускается приближение к токоведущим частям приведены в таблице   


Напряжение ВЛ, кВ Минимальное расстояние до токоведущих частей (проводов), м
от людей и применяемых ими инструментов и приспособлений от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении, от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов
35-100 1,0 1,5
150 1,5 2,0
220 2,0 2,5
330 2,5 3,5
400-500 3,5 4,5

   При работе с кабелем во время монтажа соединительных муфт необходимо избегать прикосновений оптических волокон к телу, чтобы предотвратить попадание стеклянных частиц волокон на кожу и в организм.

     При осуществлении строительства ВОЛС-ВЛ на линиях электропередачи проходящих на участках сложившейся городской застройки, должны быть выделены опасные зоны, границы подземных и наземных сооружений и коммуникаций. Пути движения монтажных механизмов и места складирования материалов назначаются с учетом местных условий с обеспечением схем безопасного движения транспорта и пешеходов.